jakobin1793 (jakobin1793) wrote,
jakobin1793
jakobin1793

Categories:

О бедном флюгцойге замолвите слово...



Недавно Исаев записал два выступления про блицкриг 1940 года. Вообще, по моим ощущениям, в последние годы на эту тему стали говорить чаще и как-то, что ли, вменяемее. Отошли от набора замполитовских штампов и обывательских стереотипов в сторону более серьезного осмысления. С другой стороны, жертвой стал один штамп-стереотип, который этого ИМХО не заслуживал.

По, опять же, личным ощущениям, поражение союзников теперь объясняют множеством причин, от пресловутого нежелания драться через неправильную организацию танковых соединений и далее вплоть до подлости англичан. Всё это в той или иной мере справедливо, но на этом фоне затерялся фактор, который раньше считали чуть ли не наиглавнейшим, а теперь низвели до "одного из" в длинном ряду. Речь об авиации.

Классический символ блицкрига - "Штука", с воем пикирующая на перепуганную польскую/французскую/советскую пехоту, которая может отвечать воздушному обидчику только матюгами. Тут даже самому мирному обывателю становится ясно, почему немцы побеждали. Теперь на смену этому яркому образу пришли правильные научные объяснения про фланги, логистику и золотое сечение, а "Штука" как-то померкла и стушевалась.

Я, конечно, не только и не столько про "Штуки", сколько про люфтваффе в целом. Все помнят анекдот "...и когда я мыл четвертое яблоко, умер богатый дядюшка и оставил мне миллион в наследство". Немецкая авиация зачастую выступала для сухопутных войск в роли такого дядюшки - "...и когда при совершении гениального маневра мы столкнулись с небольшой заминкой, прилетели 100500 наших бомберов и смешали противника с говном". Или, наоборот, "прилетели 100500 истребителей и не дали вражеским бомберам смешать с говном нас".

"Удар серпом" - гениальный ход, спору нет. Попробуйте его осуществить без господства в воздухе. Или, ещё лучше, когда оно у противника. Впрочем, с последним вариантом немцам пришлось столкнуться. 1944 год, та же самая Франция (которую немцы успели изучить как родную), 4 года на подготовку обороны, мегатонны бетона, ла-маншский противотанковый ров, несравнимо больший, чем у союзников, опыт маневренной войны, "Тигры" и "Пантеры", элитные дивизии (это нам потом расскажут, что там одна школота да инвалиды были), у многих солдат и офицеров по несколько ходок на Восточный фронт, МГ-42, арийский дух, роммель-хуёммель, виттман-хуиттман... И господство союзников в воздухе. И всё. Гениальность не работает. Ты и умный, и смелый, и броня неуязвимая, и вот нифига не получается.

Сходные ситуации даже породили сходные невесёлые шутки.
Французская шутка 1940: "Если в небе один самолет - это французский, если сто самолетов  -это немецкие".
Немецкая шутка 1944: "Если в небе серебристые самолеты - это американцы, если пятнистые - англичане, если никаких самолетов - это люфтваффе".

Но, может, в этом и заключается немецкая предвоенная гениальность - что они нашли дешевое средство как всех победить? Нет, средство было аццки дорогое. Перед войной бюджет люфтваффе был примерно равен бюджету сухопутных войск (со всеми их танками, пушками, пехотой, боеприпасами и укреплениями). Только в последний предвоенный год сухопутчики опередили летунов аж в полтора раза. То есть, чтобы сравняться с немцами в воздухе, французам нужно было сухопутные войска вообще распустить вместе с флотом.

Англичане, кстати, примерно так и выиграли Битву за Британию - основные средства перед войной вложили в авиацию, зато армия осталась без штанов. У французов была армия, но с авиацией беда. То есть, англичане были богатыми, французы здоровыми, а немцы богатыми и здоровыми. Хорошо быть богатыми и здоровыми.
Tags: Германия, авиация, война, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments